VTEM skitter
VTEM skitter

Эксплуатационные качества автомобильных шин являются одним из факторов, обеспечивающих управляемость машины во время движения. Хорошие шины увеличивают безопасность передвижения на автомобиле, оптимизируют нагрузку на основные узлы и даже уменьшают расход топлива. Плановая сезонная замена покрышек, износ и повреждение резины, подготовка машины к необычным условиям эксплуатации — вот наиболее типичные ситуации, когда автовладельцы задумываются о необходимости купить новый комплект шин. Как правильно выбрать "обувь" для машины? Вы узнаете об этом, прочитав данный обзор.

Автомобильная шина выпускается из специальных сортов резины и кордовой ткани, которая выступает в роли каркаса. Покрышка состоит из протектора, борта, боковой части, брекера и каркаса. Характеристики протектора, типоразмер, свойства резины и каркаса являются важными критериями выбора шин.

Выбираем шины: на что обратить внимание?
Начинайте выбор шин с оценки бюджета покупки. Далее определите типоразмер шин, которые можно устанавливать на вашу машину. Учитывайте характеристики протектора, выбирая резину. После этого необходимо определить условия, в которых вы будете использовать автомобиль. Так вы сможете выбрать шины, точно отвечающие вашим потребностям.

Вопрос цены:
Цены на шины одного типоразмера могут на порядок отличаться. В чем разница между покрышками стоимостью несколько тысяч рублей и несколько десятков тысяч рублей? Ответ на этот вопрос поможет вам оценить бюджет покупки новых шин.

  • Стоимость покрышек зависит от состава резины, который используется для их изготовления. Применение специальных добавок и наполнителей, улучшающих эксплуатационные характеристики шин, увеличивает их цену.
  • Более дорогие шины выпускаются с использованием современной кордовой ткани, обеспечивающей прочность каркаса без увеличения массы покрышки.
  • Известные производители уделяют большое внимание свойствам протектора, чтобы приспособить его для использования в конкретных условиях. Дорогие модели известных брендов лучше сопротивляются аквапланированию, обеспечивают надежное сцепление на скользкой поверхности и гарантируют увеличенную проходимость по снегу и грязи.

Качественные шины среднего и высокого ценового сегментов гарантируют лучшую управляемость автомобиля по сравнению с дешевыми покрышками. Они оптимизируют нагрузку на двигатель и уменьшают расход топлива, что с экономической точки зрения оправдывает покупку качественных шин известных производителей. Наконец, лучшая управляемость машины повышает безопасность водителя и пассажиров на дороге. Стоит ли экономить на шинах в таком случае? Ответ на этот вопрос очевиден.

Как выбрать типоразмер шин:
Изучите руководство по эксплуатации автомобиля перед покупкой шин. Вы найдете в инструкции диапазон размеров покрышек, которые могут быть установлены на вашу машину, а также рекомендуемые индексы нагрузки и скорости. Запишите эти данные перед поездкой в магазин.

Автомобильные шины имеют маркировку на боковой поверхности, по которой можно определить их соответствие требованиям, указанным в документах вашего авто. Давайте расшифруем в качестве примера маркировку "235/65 R17 108H".

  • Первая цифра обозначает ширину шины — покрышка с указанной маркировкой имеет ширину 235 мм.
  • Вторая цифра обозначает высоту покрышки в процентах от ширины. Данная шина имеет ширину 152,75 мм (235*0,65=152,75).
  • Буква R обозначает тип конструкции каркаса шины. Шины бывают радиального и диагонального типа. Первые обозначаются буквой R, вторые не имеют собственного буквенного индекса. Практически все современные шины имеют радиальный тип каркаса.
  • Следующая цифра обозначает посадочный диаметр шины в дюймах.
  • Предпоследняя цифра в указанной маркировке обозначает индекс нагрузки. Шины с индексом 108 рассчитаны на максимальную нагрузку 1000 кг.
  • Последняя буква является индексом скорости. Индекс H на покрышке указывает, что она предназначена для поездок с максимальной скоростью 210 км/ч.

Выбирайте шины максимально допустимой ширины для использования в летний сезон. Широкие шины увеличивают пятно контакта автомобиля с покрытием, обеспечивая хорошую управляемость. Предпочитайте более узкие шины с высоким профилем в зимний период. Они лучше приспособлены к передвижению по льду, снегу и грязи. Узкие шины не подойдут вам даже зимой, если вы ездите на автомобиле с мощным двигателем и большой массой.

Какой протектор лучше:
Протектор шины формирует пятно контакта автомобиля с дорогой, поэтому от его свойств зависит управляемость машины. Также протектор защищает камеру и внутренние части покрышки от повреждений. Рисунки протектора можно классифицировать по признакам направленности и симметричности.

  • Шины с симметричным ненаправленным рисунком наиболее распространены. Они имеют оптимальное соотношение цены и качества. Покрышки бюджетного класса обычно имеют именно такой рисунок протектора. Универсальность является существенным преимуществом шин данной группы. Устанавливая их, вы можете не учитывать направление вращения колеса. Шины с симметричным ненаправленным рисунком протектора не предназначены для поездок на высокой скорости.
  • Асимметричный ненаправленный рисунок протектора обычно используется в универсальных покрышках, предназначенных для поездок в разных дорожных условиях. Такие шины обеспечивают хорошую управляемость автомобиля на сухой дороге и во время дождя. Учитывайте специальную маркировку (inside, outside — вовнутрь и наружу), устанавливая покрышки с асимметричным протектором.
  • Симметричный направленный рисунок протектора является признаком "дождевой" шины. Данный тип рисунка обеспечивает удаление воды из пятна контакта. Помните о необходимости учитывать направление вращения колеса при установке покрышек с направленным рисунком.
  • Шины из высокого ценового сегмента часто имеют асимметричный направленный рисунок протектора. Это гарантирует хорошую управляемость автомобиля даже в экстремальных дорожных условиях.

Выбирайте рисунок протектора в соответствии с предполагаемыми условиями использования автомобиля.

Покупаем летние шины:
Эксплуатационные свойства летних шин адаптированы к использованию при соответствующих погодных условиях. Их своевременная установка увеличивает безопасность использования транспортного средства при поездках на высокой скорости по трассе, уменьшает риски потери управления на мокрой дороге.

Летние шины имеют специальный состав резины, обеспечивающий жесткость покрышки при высокой температуре окружающего воздуха. Это гарантирует стабильную форму пятна контакта автомобиля с покрытием, от которой зависит управляемость машины. Летом устанавливайте более широкие шины по сравнению с зимними, что обеспечит лучшее сцепление авто с поверхностью дороги за счет увеличения пятна контакта.

Если вы большую часть времени используете автомобиль в городской черте, покупайте летние шины с ненаправленным рисунком протектора. Покрышки данного типа обеспечивают хорошее сцепление на средней скорости и имеют оптимальное соотношение цены и качества. Обратите внимание на шины с направленным рисунком протектора, если вы часто ездите по трассе. Они гарантируют хорошую управляемость автомобиля на высокой скорости.

Летние шины должны эффективно сопротивляться аквапланированию, что достигается благодаря особенностям протектора. Направленность его рисунка и наличие большого количества глубоких канавок обеспечивают отвод воды из пятна контакта, благодаря чему автомобиль остается управляемым на мокрой дороге. Глубина рисунка протектора летних покрышек должна составлять как минимум 7,5 мм для обеспечения безопасности при поездках по мокрому покрытию.

Установка дождевых летних шин будет целесообразной в том случае, если вы управляете автомобилем в регионе, где часто идут дожди. Такие шины обычно имеют специальную маркировку — надписи Aqua или Rain на боковой поверхности.

Обратите внимание на шины с усиленным каркасом и боковой частью, если вы часто ездите по грунтовым дорогам или "разбитым" трассам с ямами. Установка усиленных шин уменьшает риск их разрушения при наезде на яму на высокой скорости.

Какие шины лучше использовать зимой:
Если вы живете в северных и центральных регионах России, покупка и установка зимних шин является обязательным условием эксплуатации автомобиля в холодное время года. Зимние шины производятся из мягких сортов резины, которая сохраняет эксплуатационные свойства в условиях низкой температуры.

Зимние шины для легкового авто должны быть более узкими по сравнению с летними. Уменьшение пятна контакта позволяет увеличить давление колеса на поверхность покрытия, что обеспечивает управляемость машины на скользкой дороге. Выбирайте покрышки с высоким профилем, который дополнительно защищает шины и диски при поездках по глубокому снегу.

Выбирая зимние шины, в первую очередь определите, нужны ли вам "северные" или "европейские" шины. Первые лучше подходят для поездок по льду и укатанному снегу. Они имеют невысокий индекс скорости, так как производители приносят скоростные качества в жертву устойчивости покрышки на скользкой дороге.

Выбирайте "северные" шины с шипами, если вы часто управляете автомобилем в условиях гололеда. Шипованные шины не подходят для частых поездок по асфальту, поэтому устанавливайте ламелизированные покрышки, если вы большую часть времени ездите по расчищенным от снега и льда улицам города. Обратите внимание на запрет использования шин с шипами в некоторых европейских странах. Предпочитайте фрикционные шины, если вы часто ездите в Европу на своем автомобиле.

"Европейские" покрышки можно устанавливать в том случае, если сильные морозы редко встречаются в регионе вашего проживания. Шины данного типа удобно использовать на мокром асфальте. Они лучше справляются с талым снегом и грязью по сравнению с "северными" покрышками.

Направленный рисунок протектора является одним из требований к шинам для мягкой зимы, приспособленным для передвижения по мокрой дороге. Такой рисунок обеспечивает эффективное удаление воды и грязи из пятна контакта, увеличивая управляемость автомобиля в соответствующих условиях.

Когда выгодно использовать всесезонные шины:
Летние шины производятся с использованием твердых сортов резины, которые сохраняют свойства в жаркую погоду. Зимние шины выпускаются с использованием мягких сортов резины, выдерживающих сильные морозы. Резина для всесезонных шин предназначена для использования при температуре около 0 градусов. Она хуже переносит жару по сравнению с резиной летних покрышек, а также уступает резине для зимних шин при использовании в сильный мороз.

Использование всесезонных шин во время сильных морозов и летней жары является компромиссом между попыткой сэкономить и необходимостью обеспечить оптимальный режим эксплуатации машины. Универсальные покрышки значительно уступают зимним при поездках по снегу или льду. Они становятся слишком мягкими при высокой температуре воздуха, что уменьшает управляемость автомобиля при поездках по трассе на высокой скорости.

Более низкая цена всесезонных шин — одна из главных причин их популярности среди автолюбителей. Покупка комплекта зимней и летней резины обходится в среднем на 50-60% дороже приобретения универсальных покрышек. Однако помните о том, что всесезонные шины изнашиваются на 20-25% быстрее летних и зимних покрышек из-за их неприспособленности к использованию при экстремальных температурах.

Однако в некоторых ситуациях покупка всесезонной резины является обоснованной.

  • Покупайте универсальные покрышки, если вы живете в регионе, где сильные морозы встречаются редко. Всесезонные шины обеспечат вам приемлемый уровень комфорта зимой при поездках по расчищенным городским улицам, мокрому асфальту и талому снегу.
  • Вы можете приобрести универсальные покрышки в качестве третьего комплекта "обуви" для своего автомобиля. Используйте всесезонные шины весной и ранней осенью, когда сочетание зимних и летних свойств резины оказывается наиболее уместным.

Обратите внимание на протектор всесезонных шин. Он должен быть асимметричным для обеспечения хорошего сцепления в разных дорожных условиях. Направленный тип рисунка улучшает управляемость автомобиля при поездках по грязи и мокрой дороге.

Какие шины лучше использовать в городе:
Если вы редко выезжаете за пределы города, обратите внимание на шины с симметричным ненаправленным рисунком протектора. Данные шины обычно относятся к низкому и среднему ценовым сегментам. Такие покрышки обеспечивают хорошую управляемость автомобиля при спокойной езде по городским улицам в теплое время года.

Низкий уровень шумообразования является одним из преимуществ городских покрышек с ненаправленным рисунком протектора. Резина данного типа плохо сопротивляется аквапланированию, что уменьшает безопасность поездок по мокрому покрытию. Устанавливайте шины с направленным рисунком протектора, если в вашем регионе часто идут дожди. Например, покрышки с V-образным рисунком обеспечивают хорошую управляемость авто в условиях мокрого асфальта.

Учитывайте состояние дорог в вашем городе, выбирая шины для зимы. Покупайте "северные" шины с шипами, если сильные морозы, гололед и снег обычные явления в вашем регионе. Вы можете выбрать "северные" фрикционные шины, если коммунальные службы обычно успевают расчищать главные дороги города от снега и льда. Такие шины лучше использовать при передвижении по асфальту, однако будьте осторожны при маневрировании во дворах домов и на второстепенных улицах, куда редко заглядывают дорожные службы. Фрикционные шины уступают шипованным при передвижении по укатанному снегу или льду.

"Европейские" зимние или всесезонные шины обеспечат комфортный режим езды по городу, если вы живете в регионе с мягкой зимой. Обратите внимание на покрышки с асимметричным рисунком, которые предназначены для поездок в разных условиях. Сухой асфальт, грязь, талый снег и лужи не станут проблемой для такой резины.

Чтобы не пришлось менять покрышки на трассе:
Шины для поездок по трассе должны соответствовать сезону, так как даже небольшое ухудшение управляемости автомобиля становится очень опасным на высокой скорости. Выбирайте покрышки с направленным рисунком протектора и глубокими канавками для отвода воды при поездках на высокой скорости в теплый сезон. Такая резина гарантирует курсовую устойчивость автомобиля на мокром асфальте.

Покрышки с направленным асимметричным рисунком обеспечат хорошее сцепление с покрытием независимо от его состояния. Лужи, сухой асфальт и даже грунтовая дорога останутся легким препятствием для резины данного типа.

Обратите внимание на нецелесообразность установки скоростных шин на легковой автомобиль. Шины с индексом скорости W, Y и Z имеют практически гладкий протектор, который защищает резину от перегревания. Скоростные покрышки подходят для использования на гоночных трассах с абсолютно гладким и сухим покрытием, однако они не обеспечивают надежного сцепления с мокрой дорогой и даже сухим полотном обычной трассы.

Устанавливайте шипованные шины "северного" типа для поездок по зимним трассам. Покрышки данного типа помогут вам ездить по скользкому покрытию, снежной каше и укатанному снегу. Шины с шипами не подходят для скоростной езды. Выбирайте ламелизированные шины с более высоким индексом скорости, если состояние дорог в вашем регионе позволяет ездить быстро даже зимой.

Устанавливайте зимние шины с асимметричным рисунком протектора. Такие покрышки позволят вам чувствовать себя уверенно в случае неожиданной оттепели или сильного снегопада. Шины "европейского" типа подойдут для поездок по трассам, которые не покрыты льдом или снегом большую часть зимы. "Европейская" резина лучше подходит для передвижения по мокрому покрытию с лужами и талым снегом благодаря использованию специального рисунка протектора.

Шины для бездорожья:
Вам понадобятся шины со специальными возможностями, если вы любите путешествовать по бездорожью. Покрышки для автомобилей класса SUV, предназначенные для поездок по пересеченной местности, грязи, песку или глубокому снегу, называются внедорожными. Они отличаются от шоссейной и универсальной резины усиленным каркасом, наличием грунтозацепов и специальным рисунком протектора.

Внедорожные шины должны иметь высокий профиль, обеспечивающий защиту покрышки и диска от наезда на камни, ямы, торчащие из земли корни деревьев. Протектор таких покрышек обычно имеет крупные шашки и глубокие канавки, благодаря чему колесо не проваливается в песок и не застревает в грязи. Боковые грунтозацепы являются еще одним элементом внедорожных шин, который увеличивает их проходимость.

Обратите внимание на то, что внедорожные шины не подходят для частых поездок по асфальтированной дороге. Устанавливайте универсальные шины для автомобилей класса SUV, если вы используете машину как для поездок по бездорожью, так и для передвижения по трассе или в черте города. Универсальные шины обладают меньшей проходимостью по сравнению с внедорожными, однако они лучше подходят для использования на асфальте.

Устанавливайте шипованные шины для поездок по зимнему бездорожью. Они имеют низкий коэффициент скорости, однако обладают хорошей проходимостью по глубокому снегу. Используйте цепи противоскольжения, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности во время зимних путешествий. Помните о том, что рекомендация устанавливать зимой более узкие шины не подходит для мощных и тяжелых автомобилей класса SUV. Зимние шины для внедорожников должны иметь стандартный типоразмер.

Начинайте выбор шин с оценки характеристик протектора и свойств резины, из которой они изготовлены. Уточните типоразмер покрышек, рекомендованный производителем вашего авто. После этого вы сможете выбрать шины в соответствии с конкретными условиями использования автомобиля. Удачных вам поездок! 

Правильное давление в шинах — один из самых важных параметров при эксплуатации автомобиля. Производители всегда придают этому особое значение. И совершенно оправданно. Именно от того, насколько правильно выставлено давление в шинах, зависит безопасность езды, долговечность как самих шин, так и автомобиля. Не правильно выставленное давление в шинах влечет множество проблем, хотя многие автолюбители об этом знают, но не придают особого значения. И так, чем же чревато не правильное давление в шинах?

Низкое давление:
1. Повышенный износ боковин колеса, деформация подошвы протектора внутрь.
2. Увеличение расхода топлива вследствие увеличения сопротивления качению.
3. Повышенный износ деталей подвески из-за увеличения скручивающих нагрузок.
4. Повышенная нагрузка на КПП и делали приводов.
5. Ухудшение управляемости автомобиля за счет склонности к деформации покрышки (склонность к «уводу» автомобиля, «рысканию» и т.д.).
6. Увеличение тормозного пути за счет понижения плотности сцепления с дорогой или потеря управления автомобилем при торможении.
7. Увеличение риска повреждение ниппеля, за счет «проворота» диска на слабосидящей покрышке (для камерных шин).
8. Увеличение риска «разбортирования» колеса при сильной боковой нагрузке, с соответствующей потерей управления автомобилем.
9. Увеличения риска аквапланирования.

Экспериментально установлено, что понижение давления в шине на 20% ведет к сокращению срока эксплуатации шин на 30%, при этом происходит увеличение расхода топлива на 3% !

Высокое давление:
1. Повышенной износ центра подошвы протектора.
2. Повышенная нагрузка на подвеску и корпус автомобиля вследствие увеличения отбойных характеристик колеса – эффект мячика. Ехать не очень комфортно из-за того, что колесо «ловит» каждый камешек или ямку.
3. Ухудшение управляемости автомобиля за счет снижения площади контакта с дорожным покрытием.
4. Увеличение тормозного пути и склонности к заносу за счет снижения площади контакта с дорожным покрытием.
5. Увеличение риска прокола или повреждения, а также «взрыва» колеса.

И низкое и высокое давление в шинах одинаково нехорошо. Однако по-настоящему опасно не столько неверное давление шин, сколько в одном! Из-за этого ваш автомобиль может стать неуправляемым!

Правильное давление в шинах:
Правильное рабочее давление в шинах всегда указывает производитель автомобиля. Не стоит относиться к этой информации не серьезно – производитель для ее отработки проводит множество тестов и испытаний. Обратите внимание, что на некоторых автомобилях рабочее давление передних и задних шин – разное.
Проверку на утечку воздуха проводите после каждой подкачки или замера давления. Проводится она с помощью небольшого количества мыльной воды – утечка сразу видна по образованию пузырьков выходящего воздуха.

Проверку на правильность давления шин рекомендуется делать ежедневно, перед выездом из гаража, так как зачастую визуально определить, верно ли накачаны шины, невозможно.

Важно! Давление в шинах меряется только на «холодном» автомобиле, то есть только после того, как автомобиль «отстоялся» не менее нескольких часов, либо утром, перед началом эксплуатации. Такое требование оправдано – при движении, шины значительно нагреваются, расширяется находящийся в них воздух, увеличивая давление. Поэтому измерение давления на только что припаркованном автомобиле всегда даст завышенный результат. И, конечно, не забывайте проверять давление в запасном колесе.

В зимнее время, при устойчиво низких температурах ниже -10оС, давление в шинах рекомендуется повысить на 0.1 — 0.2 атмосферы от рекомендованного значения. Это связано с уменьшением объема холодного воздуха, с соответствующим падением давления в шинах.

Проверка давления проводится манометром. Желательно приобретать манометры известных производителей, с наименьшей погрешностью. Пользоваться можно как механическими (стрелочными), так и электронными. Последние, безусловно, предпочтительнее.

В Российской Федерации и большинстве стран СНГ давление в шинах определяется в «атмосферах» (килограмм на квадратный сантиметр – «kg/cm2»).

В зарубежных странах применяется обозначение давления PSI (фунт на дюйм квадратный – «psi» (pound per square inch)).
Для справки — одна «атмосфера» (atm) почти равна одному бару (bar): bar = atm * 0.980655. Из этого получаем соотношение:1 psi = 0.068 atm или обратное — 1 atm = 14.706 psi

Также давление шин легкового транспорта часто измеряться и в килопаскалях («kPa»). Один kPa равен 6.89476 psi, а 1 atm = 101.325 kPa. Как правило, в kPa указывается максимально допустимое давление («Mах Pressure).

В заключение – небольшая хитрость. Если вы вдруг попали в ситуацию, когда необходимо проехать грязный, скользкий участок дороги или песчаную косу – приспустите все шины на половину. Площадь контакта с поверхностью увеличится в 1-1.5 раза, что почти всегда помогает преодолеть сложные участки с наименьшими усилиями.

Кто онлайн?

Сейчас 36 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте